После вынесения народным судом решения о завершении ликвидации индивидуального предприятия в соответствии с процедурой очистки от банкротства кредиторы индивидуального предприятия имеют право требовать от предпринимателя оплаты обязательств индивидуального предприятия, если они не были погашены в ходе очистки индивидуального предприятия, что и будет сделано.
22 июля 2013 г. Верховный народный суд Пекина опубликовал Правила рассмотрения дел о банкротстве в судах низшей инстанции (промежуточных и крупных судах), применяемые Пекинским судом с момента публикации.
Правила разъясняют основные положения закона, подзаконных актов и судебных разъяснений по вопросам банкротства и одновременно обобщают практику Пекинского суда по данной категории дел. Они не являются обязательными для народных судов других государств, в отличие от Закона о банкротстве предприятий КНР и Судебных разъяснений Верховного народного суда КНР. Согласно статье 6 Правил процедуры Верховного народного суда КНР по судебному толкованию 2007 года, только высшая судебная инстанция имеет право издавать судебные акты специализированного типа — постановления. Регламент Верховного народного суда Китайской Народной Республики — это судебное толкование, направленное на формулирование правил, необходимых для разрешения споров, и основанное на «духе закона». Верховный суд Греции имеет право создавать правовые нормы, соответствующие принципам Закона о НРС, а судебные акты, гарантирующие эти нормы, являются источником гражданского права [4].
С другой стороны, важность норм, утвержденных Пекинским народным судом, трудно переоценить. Обобщая судебную практику Пекинского суда, Правила могут служить руководством для разъяснения положений, устранения пробелов в судебных актах, изданных по всей стране, и дальнейшего совершенствования китайского законодательства о банкротстве.
Правила также включают в себя вопросы юрисдикции банкротства, подтверждения неплатежеспособности должника и прав кредиторов, проверки государственными судами документов должника и причин для переноса процедуры банкротства. В частности, в правилах о банкротстве говорится о процедуре банкротства, деятельности в области торговых марок, назначениях и заменах, определении размера вознаграждения коммерсанта, а также об очистке бизнеса.
Согласно правилам, производство по делу о несостоятельности в соответствии с Законом о несостоятельности НРС распространяется на организации, являющиеся юридическими лицами, и при принятии заявления необходимо выяснить, обладает ли должник статусом юридического лица. Так, Верховный суд Пекина напомнил нижестоящим судам, что несостоятельность некоторых других организаций подпадает под процедуру банкротства юридических лиц. Например, к ним относятся индивидуальные частные предприятия (см. разъяснение Верховного народного суда), отдельные компании, частные образовательные учреждения и сельскохозяйственные кооперативы.
В соответствии с нормами Закона Китайской Народной Республики о гражданском судопроизводстве, дела о банкротстве предприятий рассматриваются Народным судом.
При отсутствии специальных положений в Законе КНР о гражданском судопроизводстве применяются положения Закона о банкротстве предприятий (ст. 4 Закона). Согласно его решению.
Постоянного комитета Всекитайского собрания десятого созыва КНР.
от 28 октября 2007 года «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Китайской Народной Республики».
28 октября 2007 года из Гражданского процессуального кодекса были исключены положения о процедуре банкротства и взыскании долгов. Гражданский процессуальный кодекс рассматриваемой НРС по состоянию на 1 января 2013 года не содержит специальных норм для рассмотрения данной категории [5].
Дела о банкротстве подсудны народному суду штаб-квартиры должника (ст. 3 Закона КНР о банкротстве). Штаб-квартира дебетового бизнеса означает место, где находится главный офис дебетового бизнеса. Если местонахождение главного офиса дебетового предприятия определить невозможно, то дело о банкротстве рассматривает народный суд, который ведет дело о банкротстве и в котором зарегистрировано предприятие.
Признаками банкротства является невозможность выполнения обязательств должника на сумму не менее 5 000 юаней, которая существует в течение трех недель [8].
Помимо ликвидации должника, действующий закон GDC «О банкротстве предприятий» предусматривает возможность финансового оздоровления бизнеса или примирительный процесс (процесс медиации для заключения мирового соглашения). Согласно статье 7 закона, должник может обратиться в народный суд с заявлением о компромиссе, примирении или объявлении о банкротстве и ликвидации.
Если должник не в состоянии своевременно выплатить долг, кредитор может обратиться в народный суд с заявлением о финансовом оздоровлении или банкротстве, а также с заявлением об очистке предприятия (подать заявление о банкротстве могут только кредиторы).
Кроме того, заявление о признании предприятия банкротом может быть подано трудовым коллективом должника, налоговыми органами или органами социального обеспечения. Предприятие может заявить о банкротстве и обратиться в трудовой коллектив с согласия не менее 2/3 представителей, с согласия представителей участников на собрании представителей трудового коллектива или на общем собрании трудового коллектива предприятия. .
Согласно главе VIII закона, в ходе процедуры банкротства, до признания компании банкротом, ходатайство об экономическом оздоровлении может быть подано также участниками предприятия, чья доля в предприятии является банкротом.
Ходатайство может быть подано и самим предпринимателем. Предприниматели имеют не менее 10 % доли в своем бизнесе [1].
Если в народный суд обращается много людей с разными заявлениями (одновременное заявление о банкротстве, финансовом оздоровлении или примирительной процедуре), народный суд организует слушания и переговоры между обратившимися в народный суд. Если в результате переговоров соглашение не достигнуто, народный суд самостоятельно решает, какая процедура должна быть проведена в отношении должника в соответствии с фактической ситуацией.
Несмотря на то, что обновленный Закон о несостоятельности GDC действует уже девять лет, практика его применения остается неактивной. Среди причин этого явления — глубоко укоренившиеся в Китае представления о коллективизме и традициях, чрезмерно широкая судебная свобода и участие государства. Активная роль судов и государственных служб отражает представление о том, что китайская система разрешения споров имеет дело с общественными, а не частными интересами, исходя из того, что большинство китайцев предпочитает социальную стабильность, и эта тенденция поддерживается китайским обществом. примат групповых интересов над индивидуальными [27, p.
Проведенное исследование позволяет выделить три основных этапа в развитии китайского законодательства о банкротстве.
Первый этап — начало XX века — охватывает период действия закона Цюй Миньтань до создания НРС в 1949 году.
Начало второго этапа совпадает с периодом экономических реформ 1970-1980 годов и длится до 2006 года.
Современный этап правового регулирования несостоятельности соответствует Закону о несостоятельности 2006 года и продолжается в настоящее время. Каждый из этих этапов отражает социально-экономические аспекты политики ГДК и влияние опыта других государств в регулировании банкротства.
Учитывая, что экономика Китая претендует на первое место в мире (а по некоторым оценкам уже занимает его), можно с уверенностью прогнозировать дальнейшие изменения в правовом регулировании несостоятельности в направлении гармонизации этого института с законодательством стран, с которыми работает Китай, и в тесном контакте с финансовым сектором. Наиболее ожидаемым шагом в этом направлении является распространение правил банкротства на индивидуальных предпринимателей. С развитием рыночной экономики доля индивидуальных предпринимателей на предприятиях резко возросла, и возможность судебного признания индивидуальных предпринимателей банкротами предусмотрена во многих странах. О том, что основания для внесения соответствующих изменений в китайское законодательство о банкротстве уже созданы, свидетельствует толкование закона, данное Верховным народным судом Китая в его ответе, опубликованном 1 декабря 2012 года (о применении положений о банкротстве при очистке индивидуальных частных компаний).