С 1 октября текущего года в Беларуси вступает в силу Закон о банкротстве (№ 277-3 от 13 декабря 2022 года).
Учитывая финансовую значимость нового нормативного акта и для обсуждения нововведений, связанных с реализацией процедуры экономической несостоятельности, финансовым судом Минского района был организован семинар по практическим проблемам банкротства. Суд.
Перед началом семинара заместитель председателя Верховного суда Юрий Ковет разъяснил суть и значение нового законодательства.
— Основная коллизия нового закона прямо вытекает из его названия — «Консолидация банкротства» (важное мероприятие, направленное на финансовое оздоровление бизнеса). Действующий закон называется «о банкротстве» (по сути, о ликвидации бизнеса). Новый закон принципиально отличается от действующего. Основная идеология нового правового текста: если бизнес находится в затруднительном положении, необходимо создать правовые механизмы помощи для восстановления его платежеспособности.
Основным инструментом сохранения бизнеса в соответствии с новым нормативным актом должно стать «своевременное вступление в процесс урегулирования». Как отметил Юрий Коббет, экономика сегодня очень динамична, поэтому важно не упустить время. И в конечном итоге это чревато тем, что все действия, связанные с оздоровлением финансового положения бизнеса, могут стать невозможными.
— Пока что, согласно действующему законодательству, использовать процедуру оздоровления или банкротства можно только в одном случае. Это когда предприятие находится в определенном периоде банкротства, то есть когда спасти его уже невозможно.
С 1 октября мы радикально отошли от этого положения. Больше нельзя ждать «продолжающейся неплатежеспособности компании». Мы должны действовать при первых тревожных признаках кризиса. Как в медицине: чем раньше мы обнаружим болезнь, тем лучше сможем ее вылечить. Легче предотвратить банкротство на ранних стадиях.
Кроме того, следует отметить, что причиной «болезни» белорусского бизнеса зачастую является не внутренняя ситуация, а пандемия, СВО. Это означает, что механизмы поддержки бизнеса должны применяться незамедлительно в течение достаточно короткого времени (например, 3-4 месяца). За это время можно реструктурировать логистическую цепочку, перейти на новые рынки и решить проблемы с подрядчиками. Именно на это и рассчитан новый закон.
Закон изменил функции местных органов власти, а также судов и внешних управляющих. Например, с 1 октября суды прекратят практику рассмотрения всех дел о несостоятельности и сосредоточатся на общем расследовании дел и разрешении споров.
Кроме того, арбитражный управляющий будет наделен большей самостоятельностью, а в совет кредиторов войдут представители трудовых коллективов. Их голоса учитываются при утверждении планов реабилитации, оценке деятельности управляющего и т. д.
Мы хотели бы добавить. Закон делает значимыми для страны все предприятия — не только крупные с большим количеством сотрудников, но и малые.
Кроме того, заместитель председателя Верховного суда Беларуси отметил, что новый закон вызвал серьезный и неподдельный интерес у его российских коллег, которые внимательно следят за изменениями в нашем законодательстве и активно интересуются нашим подходом.
Ведь новый закон не имеет аналогов на постсоветском пространстве.
В заключение Юрий Ковец добавил, что в настоящее время в Беларуси в процессе банкротства находится около 1000 предприятий (многие из них фактически уже давно не работают).
Об особенностях нового закона также рассказали председатель судебной коллегии Минского финансового суда Алексей Сакович и заместитель председателя столичного финансового суда по экономическим вопросам Екатерина Шпилевская.
По словам Екатерины Шпилевской, к группе риска Минской «поляны» относятся малые и средние предприятия, работающие в сфере общественного питания и бытового обслуживания.
В прошлом году в Минский финансовый суд было подано около 600 заявлений о финансовой несостоятельности и банкротстве, в этом году — около 200.
Что касается Минской области, то, по словам Алексея Саковича, в Минском финансовом суде на рассмотрении находится 93 дела о финансовой несостоятельности, пять из которых находятся в процессе санации, а остальные 87 — в процессе ликвидации.
Алексей Сергеевич убежден, что новый закон кардинально изменит эту статистику и количество предприятий, находящихся в процессе урегулирования, резко возрастет.
Новый Закон существенно меняет сферу регулирования банкротства
Закон Республики Беларусь от 13 декабря 2022 года № 227-ол «О консолидации в делах о банкротстве» был официально опубликован на Государственном правовом портале, и его основные положения вступят в силу с 1 октября следующего года.
Он заменяет действующее законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве) и существенно меняет регулирование в этой сфере.
Соответственно, изменятся пропорции и содержание процедур несостоятельности. Процедуры банкротства, реабилитации и ликвидации становятся самостоятельными процедурами. В процессе банкротства формируются основания для принятия решения о признании должника несостоятельным, проводится проверка факта банкротства, регистрация требований и т. д. Расчеты с кредиторами осуществляются после завершения процедуры банкротства в рамках реабилитационной или ликвидационной процедуры соответственно.
В законе уточнены некоторые основные термины и введены молодые (например, «расчеты при банкротстве», «заложенное имущество», «залогодержатель»).
Также скорректированы основания для подачи заявления о банкротстве кредитором должника. Сроки исполнения в отношении должника и суммы, подлежащие уплате кредиторами за подачу заявления о банкротстве, будут увеличены в соответствии с новыми правовыми нормами. Исключается требование о предоставлении кредиторами «достоверной и документально подтвержденной информации о банкротстве должника».
Функция координации финансового оздоровления организаций передается Правительству и местным административным и исполнительным органам.
Изменяется порядок осуществления субсидиарной ответственности. Эти требования будут рассматриваться судом только в рамках дела о несостоятельности в ликвидационном производстве.
К руководству юридического лица предъявляются жесткие требования и ограничения. В штате должно быть не менее двух сотрудников, включая руководителя, имеющего сертификат менеджера. В настоящее время сертификаты требуются только для директоров.
Усилена защита прав работников компаний-должников.
Определяется порядок распределения выручки от залога.
Как сообщает портал «Prodero», первоначальный министр Александр Червяков, представлявший документ сенаторам, заявил, что закон «о банкротстве» может быть использован как инструмент оздоровления бизнеса, предупреждения банкротства, банкротства и И занятости населения».
Следите за нашими новостями: Telegram | Управляющая компания МУП «Дирекция единого заказчика №1» Ленинского района г. Барнаула Instagram Viber | Управляющая компания МУП «Дирекция единого заказчика №1» Ленинского района г. Барнаула Facebook