Статья 94. Последствия введения внешнего управления.
Перспективы и риски разногласий в арбитражном процессе. Ситуации, связанные со статьей 94.
1. с даты введения внешнего управления:
Полномочия должника прекращаются, а ведение производства по делу должника возлагается на внешнего управляющего,
Внешний управляющий вправе издавать приказы об отстранении руководителя должника.
Полномочия администрации должника и собственника недвижимого имущества должника — единого предприятия прекращаются, полномочия руководителя должника и иных органов должника переходят к внешнему управляющему. Органы власти и полномочия органов власти — предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи. В течение трех дней с даты утверждения внешнего управляющего орган управления должника, временный управляющий и управляющий обязаны обеспечить сохранность бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материалов, иных ценностей и иных материальных ценностей,
(в ред. Федерального закона от 30. 12. 2008N 296-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции).
Меры, ранее принятые для обеспечения требования кредитора, отменяются,
арест должника и иные ограничения должника по распоряжению имуществом должника могут быть наложены только в рамках дела о банкротстве, за исключением ареста и иных ограничений, наложенных в связи с взысканием задолженности по текущим платежей, истребования имущества из незаконного владения,
(Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ, от 19. 07. 2009 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции).
За исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, мораторий вводится в связи с удовлетворением требования кредитора по денежному долгу и уплатой обязательных платежей.
Требования об уплате денежных долгов кредиторов и обязательных платежей могут быть предъявлены к должнику только в дополнение к текущим платежам и в соответствии с порядком учета требований должников, утвержденным настоящим Федеральным законом.
(Пункт введен Федеральным законом от 30. 12. 2008 N 296-ФЗ)
2. орган управления должника вправе принять решение в рамках компетенции, установленной настоящим Федеральным законом.
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ,
(см. текст в предыдущей редакции).
Определение количества и номинальной стоимости объявленных акций,
увеличение уставного капитала публичного общества с ограниченной ответственностью путем размещения дополнительных акций,
ходатайство перед кредитным собранием, в том числе о включении возможности выпуска дополнительных акций в план внешнего управления,
решение о порядке проведения общего собрания акционеров,
ходатайство о продаже бизнеса должника,
избрание представителей учредителей (участников) должника,
заключение договора с третьим лицом или третьими лицами, а также с уполномоченным в соответствии с учредительными документами органом управления заемщика для принятия решения о совершении существенной сделки, касающейся условий предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника,
иные решения, необходимые для отчуждения дополнительных акций заемщика.
Заявление органа управления заемщика о продаже бизнеса должно содержать информацию о минимальной цене продажи бизнеса заемщика.
Возврат средств, затраченных на проведение собрания акционеров и заседания совета директоров (наблюдательного совета) другого органа управления (наблюдательного совета) должника, за счет средств должника осуществляется только в случае, если такая возможность предусмотрена планом внешнего управления.
3. собственник имущества должника — единое предприятие в рамках компетенции, установленной федеральным законом, вправе принять решение.
ходатайство о продаже бизнеса должника,
заключить соглашение с третьим лицом или третьими лицами о сроках и условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника.
Требование собственника имущества должника — индивидуального предпринимателя о продаже бизнеса включает в себя сведения о минимальной цене продажи бизнеса должника.
(Пункт 3 введен Федеральным законом от 30. 12. 2008 N 296-ФЗ)
Последствия введения внешнего управления
В настоящее время, в связи со сложной финансовой ситуацией, количество банкротств компаний остается высоким, несмотря на усилия государственных органов по сокращению количества банкротств (например, введение моратория на начало процесса банкротства с участием кредиторов). При банкротстве совершенно очевидно, что наиболее желательным результатом как для кредиторов, так и для должников является восстановление платежеспособности должника и последующее удовлетворение требований кредиторов. Механизмы урегулирования, включая процесс внешнего управления, призваны помочь в достижении такого результата. В данной статье рассматриваются правовые последствия введения данной процедуры.
Введение внешнего управления и других процедур несостоятельности влечет за собой ряд правовых последствий, которые объясняются конкретными причинами. Последствия введения внешнего управления названы в статье 94 Федерального кодекса о банкротстве и состоят из шести пунктов.
Во-первых, закон устанавливает, что полномочия администратора должника прекращаются с даты введения внешнего управления и что дело должника ведет внешний управляющий. Данная мера объясняется презумпцией неэффективности управления делом должника-банкрота [9, c.
Следует также отметить, что внешний управляющий вправе выдать руководителю должника предписание или предоставить другую работу в порядке и на условиях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Следующим следствием введения внешнего управления является прекращение обязанностей административного органа должника и передача обязанностей ответственных лиц должника и иных органов должника внешнему управляющему. При этом внешнему управляющему передаются не все полномочия администрации должника — в §§ 2 и 3 статьи 94 Федерального кодекса о банкротстве содержится перечень полномочий, которые по-прежнему осуществляет администрация должника. Таким образом, административный орган должника имеет право принимать решения: 1) право определять количество и номинальную стоимость объявленных акций — 2) увеличивать уставный капитал анонимной компании путем размещения дополнительных акций — 3) включать в план внешнего управления кредитное собрание, в том числе возможность выпуска дополнительных акций — 4) проводить собрание акционеров 5) определить процесс — 5) представить деловое требование должника об обмене активами должника — 7) для избрания представителей администрации должника.
Третьим последствием введения внешнего управления является отмена ранее принятых мер по обеспечению удовлетворения требований кредиторов. В данном случае, согласно статье 46 Федерального кодекса о банкротстве, речь идет об обеспечительных мерах, указанных в статье 91 Арбитражного кодекса: арест денежных средств и иного имущества; — запрет на совершение определенных действий; — возложение обязанностей на основании исполнительных или иных документов, оспариваемых кредитором; — повреждение соответствующего имущества или взыскание, влекущее за собой судебное решение о совершении определенных действий по предотвращению указанного ущерба или передаче указанного имущества или передаче указанного имущества другому лицу или другому лицу.
При этом данные меры считаются отмененными самим законом, то есть принимать отдельное решение по ним или упоминать их в определении суда о введении внешнего управления не обязательно, и если судебный пристав-исполнитель не примет соответствующих мер по снятию гарантии, его бездействие может быть оспорено в Оно может быть обжаловано в суд (Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. № 29, п. 8 [4 ]).
Кроме того, после введения внешнего управления арест на имущество должника и иные ограничения на распоряжение принадлежащим должнику имуществом будут налагаться только в рамках дела о банкротстве. Однако будут сделаны исключения для арестов и иных ограничений, налагаемых в рамках гражданского, арбитражного или исполнительного производства, в связи с взысканием задолженности по текущим платежам или истребованием имущества из незаконного владения. В 2009 году Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил, что арест или иные ограничения могут быть наложены на эти виды взыскания вне рамок дела о банкротстве [5].
В данном контексте под ограничениями распоряжения имуществом должника следует понимать любые меры, препятствующие свободному распоряжению имуществом [8].
Следует также отметить, что введение внешнего управления не является основанием для отмены ареста или иных ограничений на распоряжение имуществом должника, наложенных в ходе исполнительного производства на основании исполнительного листа, выданного в соответствии с окончательным судебным решением. Решения о взыскании недоимки, заработной платы, выплаты вознаграждения по письменному договору, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении психологического вреда, о взыскании ущерба, причиненного имуществу должника.
Пятым последствием введения внешнего управления является приостановление исполнения денежных обязательств и иных обязательных платежей, за исключением требований, не подлежащих приостановлению в соответствии с Федеральным кодексом о банкротстве. Следует отметить, что срок действия моратория в соответствии со статьей 2 Федерального кодекса о банкротстве определяется как приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.
во-первых, приостанавливается исполнение исполнительных листов на имущество и иные документы, на которые взыскание обращено в бесспорном порядке; и
Во-вторых, не допускаются штрафы (пени, финансовые санкции) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение финансовых обязательств и обязательных платежей в дополнение к текущим платежам.
В порядке исключения мораторий не распространяется на требования о задержке взыскания заработной платы и выплаты вознаграждения автору результата, что также относится к приостановлению исполнительных производств. Эти требования выполняются в собранном виде. То есть они идентичны текущим требованиям и удовлетворяются в соответствии с очередностью, указанной в статье 855 Гражданского кодекса РФ.
Как говорится в учебном уроке по банкротству под управлением С. А. Карелиной, мораторий фактически является специальной мерой оздоровления [9, с. На мой взгляд, такой вывод напрашивается потому, что денежные заимствования и иные обязательные платежи на самом деле являются важным «благом» для должника и дают ему возможность оздоровить свои финансы. С этим невозможно не согласиться. Эта выгода выражается в том, что приостановление позволяет использовать суммы, направленные на исполнение обязательства, для проведения различных организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на улучшение финансового положения должника [10].
Ключом к пониманию содержания моратория является определение его целей. Поэтому в доктрине предлагается определить следующий перечень: 1) защита активов на период выработки конструктивных решений, если эта защита имеет экономическую цель и обоснование- 2) ограничение полной свободы отдельных кредиторов- 3) справедливое распределение недостающих средств между кредиторами- 4) создание должниками создание финансовой базы для финансового оздоровления — 5) мораторий должен быть эффективным. Это достигается путем надзора или создания нового независимого компетентного управляющего [11].
Стоит также отметить, что Конституционный суд РФ в 2001 году признал мораторий вмешательством публичного права в частное и пришел к выводу, что правовое регулирование материнского родственника в отношении моратория основано на общеправовых полномочиях и соразмерности Среди установленных ограничений положение кредитора было произвольным, чтобы исключить умышленное ухудшение.
Шестое и последнее последствие введения внешнего управляющего заключается в том, что требования и обязательные платежи по финансовым долгам кредиторов могут быть предъявлены к должнику только в порядке, установленном законом, в дополнение к текущим платежам. Требования предъявляются через арбитражный суд и внешнего управляющего; 2) внешний управляющий содержит сведения о поступлении требований в Единый банковский реестр банкротств; — 3) внешний управляющий возражения учредителя (участника) кредитора и требования представителей оппонента должника; — 4) суд осуществляет управление состоянием требований кредитора (ст. 100 Федерального закона «О несостоятельности»).