В зарубежных странах с развитой рыночной экономикой объекты несостоятельности состоят из следующих необходимых элементов
3) Система принудительного исполнения судебных актов (исполнительные процедуры),
4) государственные органы по делам о несостоятельности,
6) общественное мнение о банкротстве.
Государство не регулирует банкротство, а реализует его. Это означает, что банкротство является одной из сфер деятельности государства, как оборона, внешняя политика, национальная безопасность и т. д.
Как показывает изучение зарубежного законодательства о банкротстве и направления его трансформации, требования к этому институту в разных странах трансформируются под влиянием внутренних и внешних акторов.
Взгляды зарубежных специалистов на природу и назначение института банкротства меняются по мере развития рыночной экономики. Например, в 1990-е годы некоторые эксперты утверждали, что банкротство в рыночной экономике необходимо для развития экономики, основанной на конкуренции и постоянных структурных изменениях. Банкротство способствует реорганизации ненужных организаций или цивилизованному уходу с рынка, а также поддержанию стабильных экономических отношений и финансовой дисциплины.
Таким образом, механизмы банкротства являются важным элементом рыночной экономики, обеспечивая гарантии отечественным и иностранным инвесторам и в конечном итоге способствуя экономическому росту страны.
Другие ведущие зарубежные эксперты в середине 1990-х годов к основным целям Института несостоятельности относили.
1. максимальное удовлетворение требований кредиторов, защита активов должника в интересах кредиторов и их распределение в соответствии с законом
2. распределение доходов от продажи активов и/или выплат кредиторам в виде долей в реорганизованном предприятии, либо приостановление или сокращение долгов предприятия, насколько это позволяет его платежеспособность.
3. максимально использовать существующие возможности для «спасения» организации или ее части, реструктуризации организации или ее части через процедуру несостоятельности и внести вклад в экономическое развитие общества
4. устранение нарушений и злоупотреблений в управлении несостоятельными организациями и создание механизма для отмены неправомерных сделок.
Вышеуказанное понимание целей институтов несостоятельности несколько отличается среди зарубежных исследователей. В то же время зарубежные специалисты сходятся во мнении, что система несостоятельности является неотъемлемой частью рыночной экономики.
Как показывает большинство зарубежных примеров (например, США, Канада, Великобритания, Австралия, Швеция), одним из ключевых элементов современной системы несостоятельности является наличие специфической функции в отношении вопросов несостоятельности, которая заключается в мониторинге фактического исполнения соответствующего законодательства и представлении соответствующих рекомендаций правительству в отношении действий правительства в этой области.
Функции иностранных государственных органов по делам о несостоятельности включают.
1. разработка законодательства о несостоятельности и осуществление законодательной деятельности в этой области
2. сбор, анализ и представление правительству статистических данных о делах о несостоятельности
3. проведение процедур несостоятельности, сбор и анализ результатов этих процедур
4. представление рекомендаций правительству по государственной политике в области несостоятельности
5. разработка нормативных правовых актов (директив, правил и положений) о проведении процедур несостоятельности, регулирующих деятельность представителей государственных органов по делам о несостоятельности и арбитражных управляющих.
6. предупреждение, пресечение, выявление и принятие правовых мер в отношении нарушений законодательства управляющими в сфере несостоятельности
7. обеспечение соответствия процедур несостоятельности действующему законодательству и внутренним правилам
8. организация системы подготовки, профессиональной оценки и лицензирования специалистов по делам о несостоятельности
9. разработка и утверждение правил определения вознаграждения арбитражных управляющих.
10. обеспечение функционирования эффективной системы страхования профессиональной ответственности специалистов по делам о несостоятельности.
11. взаимодействие арбитражного управляющего с системой и саморегулируемой организацией.
12. организация контроля отдельных аспектов деятельности арбитражного управляющего:
— Соблюдение профессиональных и этических кодексов,
— наличие страхования профессиональной ответственности,
— локализованная отчетность по активам,
— адекватное и своевременное инвестирование денежных поступлений,
— надлежащее распределение доходов от использования активов,
— Правильное признание претензий,
— Сохранение или аннулирование бухгалтерских файлов,
— 12. получать вознаграждение в соответствии с утвержденной шкалой и правилами назначения и утверждения.
13. предоставлять консультации судьям, юристам и экспертам в застойных отраслях
14. выполнять функции конкурсного управляющего в случае ликвидации организации, не имеющей имущества (отсутствие должника)
15. обеспечивает выплату задержанной заработной платы и компенсаций работникам, находящимся в состоянии банкротства, в случае неудовлетворительного банкротства
16. проверяет и обеспечивает достоверность сведений о компании-должнике, представленных в суд
17. проверка качества управления банкротством, выявление случаев недобросовестного или невозможного управления и принятие мер по отстранению несознательных управляющих.
18. управление организацией (фальсификация инвестиционных фондов, управление акциями на фондовой бирже, управление незаконными активами, эксплуатация аморальных или нечестных предприятий), а также выявление серьезных нарушений при вмешательстве в дела этих предприятий вплоть до трафика, пока дело о банкротстве трафика не будет рассматриваться в Суде по защите общественных интересов.
19. Защита интересов больших групп мелких кредиторов (вкладчиков, акционеров) в процессе банкротства.
Практика реализации процедур банкротства в некоторых зарубежных странах
В некоторых зарубежных странах в США термин «банкротство» используется для обозначения всех видов банкротства, включая процедуры восстановления и реабилитации должника. Процедура банкротства в США, а также права и обязанности компании в отношении ее активов регулируются федеральным законодательством. Особенностью американской системы банкротства является существование специализированного банкротства, которое является частью федеральной судебной системы. Еще одной особенностью американского законодательства о банкротстве является возможность учреждений обращаться в суд за кредитной защитой в соответствии с главой 11 Кодекса о банкротстве. После подачи такого заявления в суд кредиторы автоматически лишаются права предпринимать действия против учреждения или его имущества, а все уже начатые действия автоматически приостанавливаются. На имущество организации не может быть наложен арест.
Банкротом по канадскому законодательству признается лицо, которое
В Канаде различают два вида процесса несостоятельности: банкротство и финансовое оздоровление.
Вопрос несостоятельности в Великобритании регулируется Законом о несостоятельности 1986 года и Правилами о несостоятельности, поскольку субъектами несостоятельности являются физические лица (банкроты) и юридические лица, к которым могут быть применены процедуры несостоятельности. Основными целями последнего являются
Причины переноса процесса банкротства в Великобританию:
— Должник не в состоянии оплатить задолженность (проверка движения денежных средств),
Законодательство Великобритании предусматривает различные процедуры несостоятельности.
Управляющий в Великобритании должен иметь высшее образование (бухгалтер, юрист) и быть уполномочен действовать в качестве ликвидатора или управляющего. В его обязанности входит. Получение активов компании — распределение средств между кредиторами, излишки и наличие прав на эти средства у любого другого лица.
Приоритет требований кредиторов и других лиц в соответствии с английским законодательством:
Особое значение имеет вопрос решения проблем несостоятельности на международном уровне. (Всемирно известный термин, получивший официальный международный режим в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, — «банкротство ожога»). Все подходы к определению критериев перекрестного банкротства можно свести к двум категориям.
Формально-юридический подход применяется к критериям закона ЮНСИТРАЛ о несостоятельности диабетиков.
Существует близкое и широкое толкование сущностного подхода к критериям взаимного банкротства. Подробное толкование заключается в том, что активы несостоятельного должника находятся более чем в одной национальной юрисдикции. Широкий сущностный подход предполагает, что активы должника, кредиторы должника и сам должник находятся в пределах более чем одной национальной юрисдикции.
Существует три типа международно-правовых систем несостоятельности
Основной целью международного законодательства о несостоятельности является устранение несправедливости и страданий, вызванных рассмотрением дел между юрисдикциями, и соблюдение принципа универсальности подхода.
Для понимания особенностей Стандартного закона важны статьи 1 и 2 Типового закона о взаимной отмене норм международного торгового права ООН (ЮНСИТРАЛ). Так, в соответствии со статьей 1 закон о пересекающейся несостоятельности применяется в следующих случаях.
В статье 2 даны основные определения, относящиеся к сфере действия закона. Закон предусматривает все три системы параллельного, основного и основного перекрестного процессов несостоятельности.
Законодательство ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности является одним из лучших инструментов для повышения эффективности процесса трансграничной несостоятельности. Это крайне важно в современных условиях глобализации бизнеса. Однако следует отметить, что основным препятствием для широкого распространения стандартного нерегионального права является недоверие к правительствам, международным институтам и зачастую компромисс.
В 1960 году по решению Европейской комиссии ЕС был создан и начал свою работу Комитет экспертов по несостоятельности. С 2000 года действует Регламент Европейского союза о производстве по делам о несостоятельности.